Поделиться:

О фильме

Море деревьев — фильм, который читаешь между строк. Это метафора и скорее всего, в ней каждый найдет свое. Красной строкой в ней история любви и непростых отношений.

Измена

Артур любил Джейн больше всего в жизни. Они прожили в месте много счастливых лет. Три года назад он совершил ошибку, после которой все изменилось. Завел интрижку на работе с женщиной, которая для него ничего не значила. Он просто это сделал, безо всяких мыслей.

С этого момента в их семье все изменилось. Обратно уже ничего не возможно было вернуть. Они перестали быть близки как раньше, каждый стал эмоционально недоступен для другого, держал свои чувства в тайне. Они остались жить вместе, хотя внешне выглядело, что их связывает только общий быт, общие друзья, общий дом.

Измена брак не разрушила, но разрушила доверие, счастье, любовь. Артур ушел с работы ради сохранения семьи. Не важно, это было ли это частью искупления вины, но похоже, что это жертвоприношение не принесло желаемого спокойствия. Его ранит и то, что Джейн до сих пор не простила его и при каждом случае напоминает то, что он совершил.

Он чувствует себя униженным рядом с ней, зарабатывая меньше, не имея возможности содержать семью и дом. Но ему, похоже, важно сохранить и отстоять свою позицию. На этот раз не меняя работу по ее требованию, как это было сделано три года назад.

Джейн осталась с ним, но не простила. Ей еще больно. Она постоянно говорит и кричит, как ей не хватает его внимания. Артур не внимателен к ней в мелочах, каждая мелочь – приступ раздражения – не увидел ли он помаду в бардачке или пакетик разрыхлителя на полке.

Разговоры и недовольство работой, скорее всего, лишь повод отыграть собственное унижение, злость на него. Боль, причиненную изменой. Она ужасно с ним обращалась, унижала при друзьях, много пила. Она ничего не забыла.

Любовь

Но, за этой разрухой, еще теплится любовь. Она в действиях и мелочах. Любовь, как будто бы украдкой, чтобы другой ничего не заметил. Например, осторожно, чтобы не разбудить ее уснувшую на диване, снять туфли, бережно положить ноги на подушку, полюбоваться на нее спящую и заботливо укрыть своим плащом. Купить ее любимый чай и досыпать  незаметно, ровно на половине пачки, когда он заканчивается. Она стирает и гладит его рубашки, закидывая их в дальний угол шкафа, чтобы он ничего не заметил.

А потом начиналось все снова и снова– формальные, колкие и ранящие разговоры, обвинения, злость. Они играли в игру, где условием было – держать чувства при себе, ни единого теплого слова друг другу – даже благодарности.

Единственное, что их сблизило, ее болезнь. Когда Джейн была с ним такой открытой и ранимой. Артур – всегда рядом с ней: в ночь перед операцией, в больнице по дороге, из нее. Сильный, поддерживающий, травил дурацкие шуточки, строил планы на будущее.

Болезнь оказалась не смертельной, но именно в день, после успешной операции, Она умерла. Неожиданно. У него на глазах.

Море деревьев

Зачем Артур поехал в лес самоубийц? Чтобы сдержать обещание. Он обещал Джейн умереть в прекрасном месте. Этим местом стало «Море деревьев», лес Аокигахара — красивый, таинственный лес, славящийся тем, что люди едут туда, чтобы распрощаться с жизнью.

Артур, не хотел умирать. Ему было невыносимо, он не хотел жить с этим тяжелым чувством вины. Он чувствует себя безумно виноватым перед женой и за интрижку, за то, что плохо с ней обращался.

Джоан умерла, а он так не сказал ей важных слов и у него уже нет шансов это изменить. Он больше никогда не сможет взять ее за руку, заглянуть в ей в глаза и сказать «Я люблю тебя», «Прости меня».

Знать ее ближе

В последние минуты ее жизни, он узнал, как мало знал о ней. Не знал таких простых вещей: ее любимая книга, любимый цвет и время года. Ту, которую он любил больше жизни, он не знал. Знал формальные вещи, например, номер страховки на машину, но не как человека. Даже, любимую книгу ему подсказал служитель похоронный службы, услышав разговор ее сестры, среди пришедших гостей.

И жизнь такая. Мы часто не знаем многого о том человеке с которым так долго живем. Находясь в плену своих детских проекций, обид, ожиданий, сами замыкаясь в себе и прячась в панцирь. Думая: “Вот же этот человек, рядом. Я в любой момент, когда захочу смогу поговорить, спросить, рассказать. Но не сейчас, точно не сейчас». И сначала некогда. Потом не до того. А потом жалеешь о том, что уже невозможно вернуть. Невозможно сказать. Некому.

Поэтому жить имено сегодня, сейчас — успеть обняться, сказать: «Я люблю тебя», услышать ответ: «Я люблю тебя», попросить прощения, поделиться теплыми воспоминаниями, тайными чувствами, рассказать о своих любимых мелочах, странностях. Всем тем – что делает нас такими прекрасными, неповторимыми и любимыми, теми кого знают.

В фильме Артур конечно и сказал люблю и попросил прощения, и узнал любимое время года, цвет. Это же кино)).

Про жизнь

«Он просто потерялся, такое бывает»

Артур прилетел в Токио. Вошел в этот лес и высыпал горсть таблеток себе на ладонь, а потом передумал – и стал брать по одной, запивая водой, он успел проглотить всего лишь две, когда увидел Такуми- обессиленного, с окровавленными запястьями – тот искал выход из леса. Наверное, если бы Артур действительно решил сделать то, зачем приехал, никто бы его не отвлек, он не сражался бы так отчаянно и мужественно за жизнь, после падения с обрыва, наступающей воды в гроте, в котором он прятался, холодного дождя и других испытаний. Не отбрасывал бы в сторону свою брезгливость снимая одежду с повешенного и останков в виде скелета, чтобы защитится от холода.

Море деревьев погружает в глубинную суть того, что значит быть человеком, как это чувствовать себя живым.

Когда Артур больше был живым – когда будучи в эмоциональной коме ехал Токио, решив покончить собой, приехал в лес и глотал одну за другой таблетки или, когда рыдал, осознавая, что ему ничем и никак не искупить свою вину перед женой, когда он обессиленный, после сотрясавших его горя и вины выкинул обезболивающие жены, которыми решил отравиться?

А кто такой Такуми? Реальный ли он персонаж?

Когда работаешь со сновидениями, есть такой прием – все персонажи сна – это твои же части, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом в бессознательном. Поэтому, может быть Такуми — та часть души Артура, которая не хотела жить, которая хотела умереть вместе с женой? Та часть души, которая решила умереть в прекрасном месте, как он и обещал? Но Артур всеми силами пытается ее спасти, оживить?

В русском переводе – ничего не понятно, текст совершенно не передает смысла и контекста, душевного состояния героев. Совершенно не понятна была реакция Такуми на рассказ Артура о жене. Этот взрослый японский мужчина сидел рядом с Артуром и его красные от слез глаза были настолько полны любви и сочувствия, он плачет вместе с ним, утирая слезы рукавом рубахи. Что это — японская традиция? Его личная исключительная чувствительность и эмпатия?

Профессиональная привычка обращать внимание на контекст сыграла добрую службу и в оригинале я услышала такую боль в голосе Такуми, столько страдания, столько душевной близости. (Поэтому, у кого есть возможность, лучше смотреть на английском или с субтитрами).

Такуми первый говорит Артуру «Прости меня. Пожалуйста». «Нет, это ты прости меня», — откликается Артур. И уже больше ничего не может остановить его: он рыдает и переживает боль, чувство вины – цена которому вся его жизнь.

И заметьте, в этот момент Такуми не хлопает Артура по плечу и не говорит со смешком – «да ты чего, справишься».

Он не переводит разговор на другую тему и не начинает говорить о том, как у него в прошлом году было то же самое.

Он не дает советы, что делать Артуру.

Он не утешает его. Он вообще практически ничего не говорит в этот момент.

Но он всем своим существом эмоционально открыт разговору. Вопросами, словами и интонациями он как хороший терапевт, помогает Артуру ближе и ближе, шаг за шагом встретиться с чувством вины, пережить его в полной мере. Вся жизнь Артура этот момент – это наполняющая его вина, боль и слезы, он не думает о том, как выглядит, не подбирает правильные слова.

Лишь встретившись с лицом к лицу с болью, Артур выкинул таблетки, которым хотел еще пару часов назад отравиться. Они стали ему не нужны. Ему теперь не нужно убивать себя, чтобы заглушить чувства, от которых он пытался все это время убежать. Артур перестал от них бежать, перестал бежать от себя самого. Он позволил себе испытать чувство вины сполна, пройти через него. Он позволил себе жить дальше. Потому что все, что происходило до, было для него так мучительно именно до того момента, пока он не выразил и не пережил свою боль, не облек ее в слова, а потом и открыл смысл всего происходящего с ним.

У любого человека в душе может быть свой «темный лес», в котором не работает компас, в нем нет тропинок и инструкций, где ты сам прокладываешь свой путь и по нему же идешь. Он иррационален, но когда есть кто-то кто будет идти рядом с тобой, кто будет поддерживать, то этот лес можно пройти и не потеряться, не застрять в нем и в прошлом, продолжить жить дальше. У Артура таким человеком был Такуми, у кого-то это может быть психолог, психотерапевт.

Поделиться: